Михаилу Сергеевичу - 92. Человеку, который пытался спасти СССР от распада, но не стал этого делать любой ценой. И 93 - Сергею Адамовичу Ковалеву. Два праведника на Руси родились в один день с разницей в год. И ушли в один месяц (с такой же разницей).
Лауреат Нобелевской премии мира Дмитрий Муратов вспоминает о Горбачеве:
Он подарил нам тридцать лет мира. Такого подарка больше не будет
Он презирал войну.
Он презирал реал-политик. Он был уверен, что время решать вопросы мирового устройства силой прошло. Он верил в выбор народов. Он отпустил политзаключенных. Остановил войну в Афганистане и гонку ядерных вооружений. Он рассказывал мне, что отказался нажимать кнопку ядерной атаки даже на тренировках! Он видел кадры испытаний, где пламя жрало дома, и коров, и овец. Таких же овец, которыми он гордился у себя в Ставрополье.
Он любил женщину больше своей работы.
Я думаю, он просто не смог бы обнимать ее, если б его руки были в крови.
Он не считал убийство доблестью.
Он бескровно попрощался с коммунизмом. Его постоянно упрекали сторонники империи, что он отдал Германию, Чехию, Польшу. Он однажды ответил с непередаваемым сарказмом: «А кому я отдал? Германию — немцам. Польшу — полякам, Чехию — чехам. А кому надо было?»
А спустя несколько лет в разговоре с «Новой газетой» о новых диктатурах вдруг сказал: «Запиши, чтоб все запомнить: у диктатора должно быть одно правило — всегда держать на секретном аэродроме полностью заправленный самолет…» Его черный юмор был очень хорош.
Однажды, два года назад, он написал очень серьезный доклад для ООН и решил прочитать его нам за дружеским столом, когда рюмки уже были подняты. Достал из портфеля толстую пачку бумаги, мы приготовились вежливо слушать… А там на первой странице была только одна фраза: «Запретить войну»! «Это всё?» — спросили мы. «А что еще?» — ответил он и разрешил выпить.
…Но между миром и ядерным взрывом больше не стоит мужчина по имени Горби. Кто заменит его? Кто?
Запомним навсегда: он любил женщину больше своей работы, права человека ставил выше государства, а мирное небо ценил больше личной власти.
Я слышал, что он сумел изменить мир, но не сумел изменить свою страну. Может, и так.
Но он сделал и стране, и миру невероятный подарок — он подарил нам тридцать лет мира. Без угрозы глобальной и ядерной войны. Кто еще способен на такое?
Но.
Подарок закончился. Подарка больше нет. И больше подарков не будет.
Дмитрий Муратов , главный редактор «Новой газеты»
Бывший депутат Николай Травкин вспоминает:
Михаил Сергеевич Горбачёв — 92!
Первый в тысячелетней истории государства властитель, который без принуждения дал народу свободу. Он верил в народ и верил, что свободные люди способны сделать свою жизнь лучше. Он предложил: давайте проведём перестройку нашего общего дома и вместе сделаем жизнь в этом доме приятной и благополучной.
Народ поначалу загорелся идеей, митингами и шествиями поддержал, а потом как-то поостыл. “Получше то пожить мы не против, – сказали люди, – мы на лучшее завсегда согласные. Но ты сначала эту перестройку в доме произведи, сделай всё как следует, а мы потом и вселимся”. А демократы даже жёстче ответили: “Нет, мы за тобой не пойдём. Очень ты нерешительный и без харизмы.”К этому времени и решительный с харизмой нашёлся. Решительный пообещал, что через полгода будет изобилие и европейские ценности в полном объёме. И люди отвернулись от Горбачёва.
“Ну, раз не хотите, то как хотите”, – сказал Горбачёв и ушёл, не выторговывая себе никаких гарантий и привилегий. И в этом он тоже оказался единственным Президентом. После него так опрометчиво уже ни один не делал. Даже решительный когда устал, то выбирал преемника с учётом соображений личных и семейных гарантий.
Главная черта характера Горбачёва, что все его поступки происходили от глубокой (или наивной) веры в людей. Он именно верил им, а не “заигрывал” с ними подобно предшественникам и последователям на троне Главы государства.
Со времени его ухода с поста Президента мы встречались раз десять и при каждой встрече Горбачёв укорял: “Вот всё вам, демократам, народ не тот, не дозрел. Да хороший у нас народ, умный!” И переубеждать Михаила Сергеевича, что как же так, он же, народ, тебя не захотел понимать, отвергнул и предал — было бесполезно. Потому что для него это не поза была, он по жизни был такой.
С днём рождения Вас, дорогой Михаил Сергеевич!
Николай Травкин
93 года назад родился Сергей Адамович Ковалёв (2 марта 1930, Середина-Буда — 9 августа 2021, Москва) — советский диссидент, участник правозащитного движения в СССР и постсоветской России, российский политический и общественный деятель. Первый Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (1994—1995). Один из авторов Российской Декларации прав человека и гражданина (1991) и 2-й главы Конституции Российской Федерации — «Права и свободы человека и гражданина» (1993). Был председателем Российского историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал» и президентом организации «Институт прав человека» (1996—2021).
Сергей Ковалев родился 2 марта 1930 года в Середина-Буде (ныне в Сумской области Украины) в семье железнодорожника. В 1932 году его семья переехала под Москву, в посёлок Подлипки. В 1954 году окончил биологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Биофизик, занимался изучением клеточных мембран, специалист в области нейронных сетей.
Жил и работал в Москве. Опубликовал более 60 научных работ; в 1964 году получил ученую степень кандидата биологических наук, защитив диссертацию по теме «Электрические свойства миокардиальных волокон сердца лягушки». В 1964—1969 годах работал в МГУ заведующим отделом математических методов в биологии межфакультетской лаборатории.
Начал заниматься общественной деятельностью с середины 1950-х годов — принимал участие в борьбе против признанного впоследствии антинаучным «учения Лысенко», выступая в защиту генетики.
В 1966 году организовал в Институте биофизики сбор подписей под обращением в Президиум Верховного Совета СССР в защиту писателей-диссидентов Андрея Синявского и Юлия Даниэля, которые были осуждены за ст. 70 («антисоветская пропаганда») за публикацию своих художественных произведений за границей.
С 1968 года стал активным участником движения в защиту прав человека в СССР. В мае 1969 года вошёл в состав «Инициативной группы защиты прав человека в СССР» — первой независимой правозащитной общественной ассоциации в стране.
В 1969 году уволен с должности заведующего отделом математических методов в биологии межфакультетской лаборатории МГУ.
С 1971 года один из ведущих участников издания «Хроники текущих событий» — машинописного информационного бюллетеня советских правозащитников.
28 декабря 1974 года Ковалёв был арестован по обвинению в «антисоветской агитации и пропаганде». В декабре 1975 года суд в Вильнюсе приговорил его к 7 годам лишения свободы и 3 годам ссылки (на суд приезжал А. Д. Сахаров). Срок отбывал в колонии строгого режима «Пермь-36» и в Чистопольской тюрьме; в ссылку был отправлен в Магаданскую область. По отбытии срока ссылки поселился в городе Калинине (Тверь).
Да, вот этот тихий интеллигент в очках оказался борцом-антисоветчиком, который прошел «Пермь-36» и Чистопольскую тюрьму, отбыл ссылку в Магадане.
В Москву вернулся в 1987 году. До 1990 года работал в Институте проблем передачи информации АН СССР.
В декабре 1989 года по рекомендации Андрея Сахарова Ковалёв выдвинул свою кандидатуру и на выборах в марте 1990 года был избран народным депутатом РСФСР от одного из московских округов в первом туре голосования. В 1990—1993 годах — член Верховного Совета РСФСР, член Президиума Верховного Совета, председатель парламентского Комитета по правам человека. Ковалёв был одним из авторов Декларации прав человека и гражданина, принятой в январе 1991 года. Комитет по правам человека под его председательством провёл через Верховный Совет законы «О реабилитации жертв политических репрессий» (1991), «О чрезвычайном положении» (1991).
12 декабря 1991 года, будучи членом Верховного Совета РСФСР, проголосовал за ратификацию беловежского соглашения о прекращении существования СССР.
В 1993—2003 годах — депутат Государственной Думы.
В 1993—1996 годы — председатель Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. В январе 1996 года Сергей Ковалёв в открытом письме на имя Бориса Ельцина заявил о своей отставке с поста председателя Комиссии, а также выходе из Президентского совета. В своём письме Сергей Ковалёв дает развёрнутую и резко негативную характеристику действий Президента Ельцина, говорит о том, что тот отошёл от политики демократических реформ и отдаёт предпочтение силовым методам решения политических проблем:
В 1994—1995 годы — первый Уполномоченный по правам человека в РФ.
Был одним из учредителей движения «Выбор России» и партии «Демократический выбор России» (ДВР). До 2001 года — член политсовета ДВР. После самоликвидации ДВР отказался вступать в партию СПС, оставаясь при этом членом её фракции в Государственной Думе.
В 1996—2003 годы — член Парламентской Ассамблеи Совета Европы.
На президентских выборах 2000 года Ковалёв поддерживал Явлинского, заявив, что Владимир Путин — это вектор, который «направлен на конструирование авторитарного полицейского государства, где у власти в явном или, что того хуже, в не вполне явном виде будут присутствовать спецслужбы».
В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ.
28 сентября 2006 года Ковалёв вступил в партию «Яблоко». 29 сентября 2006 года избран сопредседателем «правозащитной фракции» партии «Яблоко».
10 августа 2008 года осудил позицию российского руководства в грузино-южноосетинском конфликте.
В марте 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».
С 2012 по 2019 год — член Федерального политического комитета партии «Яблоко».
#Горбачев #Ковалев #мирумир #Гласность #Перестройка #разоружение #новоемышление